Путеводитель по учебным заведениям города Костромы
Профориентация является одной из задач, которые преследует школьное образование в старших классах. Ведь в задачи педагогов входит не только предоставление ученикам необходимых сведений и знаний по тем или иным предметам, но и ориентирование школьников в многообразии современных профессий, помощь в выборе сферы деятельности, определении способностей и талантов, предпочтений и т.д.
На сегодняшний день проблема профориентации становится все более серьезной, так как многие выпускники школ не в состоянии самостоятельно решить, чем бы им хотелось заниматься, в какой сфере они смогут максимально эффективно реализовать свои возможности и способности, достичь немалого успеха.
Основной проблемой профориентации является то, что современные школы не предоставляют ученикам максимум возможностей для выбора. Так, если в западных общеобразовательных учебных заведениях ученики старших классов имеют возможность около 50% предметов выбирать самостоятельно, то у отечественных школьников есть лишь возможность определиться, хотят они учиться в классе с гуманитарной направленностью или математической. Это не дает возможности ученику понять, чем бы ему хотелось заниматься, какой предмет нравится больше всего. Поэтому ученики на уроках скучают, выходят в Интернет, посещают социальные сети вместо того, чтобы изучать интересующие их предметы и дисциплины.
Немаловажной проблемой является и то, что многие из современных школьников достаточно сильно ориентируются на общественное мнение, забывая о собственных предпочтениях и желаниях. Так, сегодня наиболее престижными и уважаемыми являются такие специальности, как юриспруденция, финансы, менеджмент и т.д. В то же время строительные, рабочие специальности не пользуются особым спросом. Ориентируясь на общественное мнение, многие выпускники пополняют ряды юристов и менеджеров, которых на рынке труда уже переизбыток, вместо того, чтобы стать талантливыми и востребованными строителями, сварщиками и т.д.
Одной из серьезных проблем является и то, что в современных школах достаточно мало организовывается кружков, курсов, различных образовательных программ, которые давали бы возможность ученикам проявлять свои способности, чем-то интересоваться, уже в школе пробовать себя в различных сферах деятельности. Ведь гораздо проще посетить один кружок, второй, третий, пока не найдется дело по душе, чем несколько раз поступать в высшие учебные заведения в поисках сферы деятельности, которая бы приносила удовольствие от самореализации и хороший доход.
Часто многие абитуриенты, выбрав ту или иную специальность, поступают на обучение в совершено другие вузы и факультеты в связи с тем, что оплатить учебу по выбранной профессии нет возможности. Именно для того, чтобы предоставить равные возможности всем абитуриентам, сегодня проводятся различные реформы в сфере образования, уравнивается стоимость обучения на разных факультетах, увеличивается количество бюджетных мест, чтобы дать возможность талантливым молодым людям осваивать выбранную профессию.
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок «юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.
Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире,ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
Каменщики
в лидерах, бухгалтеры в отстающих. Рейтинг самых востребованных профессий
обнародовали в департаменте по труду. Подобная информация, считают специалисты,
будет интересна выпускникам школ, которым в этом году предстоит поступать в
учебные заведения.
Экономика и рынок в регионе Кострома:
Площадь
территории Костромской области - 60,2 тыс. кв. км.
Численность
населения Костромской области - 766,4 тыс. чел.
Трудоспособное население составляет
около 59,2 %.
Костромская область
имеет выгодное транспортно-географическое положение. Через её территорию
проходят транзитные железнодорожные, водные и автомобильные магистрали.
Костромской край располагается в подзоне южной тайги, отличительной чертой
которой является господство еловых лесов. Лес занимает 74,3 % территории
региона. Это определяет активное развитие лесной и деревообрабатывающей
промышленности. Ведущие позиции в экономике области занимают также предприятия
машиностроения и лёгкой промышленности. Развитие сельского хозяйства идёт по
пути производства животноводческой продукции. Возрождается традиционное для
края выращивание и переработка льна.
Современную индустрию
города представляют крупные предприятия энергетики, металлообработки и
машиностроения, электроники и приборостроения, деревоперерабатывающей и лёгкой
промышленности. Современная Кострома — один из крупнейших льноперерабатывающих
центров страны с развитым машиностроением.
Основной отраслью
экономики области является промышленность, формирующая 29,6 % валового
регионального продукта. Второе место по удельному весу занимает сельское
хозяйство - 19,7 %. Далее следуют торговля и общественное питание (10,7 %),
строительство (5,3 %), транспорт (5,2 %) .
Наиболее крупные в своих отраслях
предприятия: ОАО «Костромской завод «Мотордеталь» (детали цилиндропоршневой
группы для двигателей), ОАО «Фанплит» (фанера и древесностружечные плиты), ГУ
ИПП «Кострома» (полиграфическое производство), ОАО «Калориферный завод»
(тепловые калориферы), ФЛ ФГУП «Костромской ликеро-водочный завод», ОАО
«Костромской ювелирный завод», ЗАО «Серебряный источник» (бутилированная
питьевая вода «Святой источник»).
Тенденции по развитию
промышленных предприятий в костромском регионе заметны в последние годы,
благодаря политике местного самоуправления по привлечению инвестиций в регион.
Общим для торговой и промышленной сфер является
востребованность специалистов, способных возглавить самостоятельные предприятия
(структурные подразделения) – топ-менеджеров.
Сохраняется устойчивый
спрос на аналитиков, финансистов различных уровней, способных выполнить анализ хозяйственной
деятельности предприятия, определить стратегию развития, развить оптимально
действующую структуру.
С развитием
производства становятся востребованными конструкторы, инженеры, технологи.
Отрасли, которые требуют подобный персонал, абсолютно различные - мебельная,
пищевая, деревообработка, металлообработка, телекоммуникации, строительство.
На производственных и
торговых предприятиях г. Костромы сохраняется устойчивый спрос на бухгалтеров,
работающих на разных участках, а также на позиции главных бухгалтеров. Так как
специалистов в данной области на рынке достаточно, требования к кандидатам
возросли: наличие высшего профильного образования и знание программы 1C (в связи с высокой
распространенностью данной программы в организациях г. Костромы) являются почти
во всех случаях обязательными требованиями даже для рядовых специалистов
бухгалтерии.
В городе существует
проблема избытка, еще недавно очень престижных специальностей, переводчиков,
юристов и психологов.
Наиболее
востребованы специалисты по внедрению и сопровождению программы 1C. Это связано с высокой распространенностью данной
программы среди костромских фирм и организаций.
Одной из самых
востребованных позиций среди соискателей на рынке труда г. Костромы по-прежнему
остается группа специалистов по продаже и сбыту. Лидирующие позиции,
по-прежнему, остаются за торговыми представителями.
Большой спрос остается на рабочие специальности в
силу невысокой престижности, дефицита квалифицированных рабочих. Каменщики,
монтажники, сварщики, токари высокого разряда имеют возможность выбирать
работодателя сами, а также подбирать удобное расположение предприятия, условия
работы и, естественно - заработную плату.
Основную долю (более 60%) ищущих работу составляю молодые люди 18-25 лет – без опыта работы – и специалисты, различных отраслей, старше 45-50 лет, желающих найти более стабильную, желательно высокооплачиваемую работу.
На первом месте по востребованности все строительные
специальности. Вот только один пример. На предприятия региона в течение
прошлого года требовалось более 350-ти каменщиков. А искали работу по этой
профессии лишь 60-ть человек.
Второе место в рейтинге поделили деревообработка и
сельское хозяйство.
На третьем - сферы здравоохранения и образования.
Учреждениям области нужны медсестры, врачи, воспитатели и преподаватели. А вот
кто сегодня не нужен рынку труда, так это экономисты, бухгалтеры, юристы. По
этим профессиям в службе занятости в среднем одна вакансия на троих
соискателей. Областные учебные заведения уже начали сокращать прием
абитуриентов на эти специальности.
27 февраля 2013 года в ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом» состоялся Попечительский Совет, на котором было принято решение:
- оказать помощь в профориентационной работе воспитанникам (оказать экскурсии и мастер-классы на предприятия города Костромы)
ОАО «Фанплит»
Кондитерская фабрика «Меренга»
Швейная фабрика «Орбита»
ГУСХП «Высоковский»
Концерн «Медведь»
- оказать помощь в трудоустройстве детей до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситауции
- организовать выезд в Костромской цирк
- организовать встречи с интересными людьми города.