ОГБУ «Галичский комплексный центр социального
обслуживания населения»
Жестокое обращение в семье и школе
В последние годы одно из ведущих мест занимают травмы, полученные детьми, в домашних условиях. Жестокому обращению со стороны взрослых подвергаются дети всех возрастных групп, не исключая детей первого года жизни.
Жестокое отношение со стороны близкого, в котором ребенок стремится найти опору и поддержку, наносит большой психологический и физический ущерб. В данном случае нарушается основной принцип семьи- безопасное существование всех ее членов. В девяти случаях из десяти ребенка истязает его близкий родственник, обычно это кто-либо из родителей, хотя это могут быть брат или сестра.
Родители, жестоко обращающие со своими детьми или пренебрегающие ими, встречаются в любой этнической группе, в любом классе общества и в любом географическом районе. В противовес общепринятому мнению, только 10% родителей, жестоких со своими детьми, являются психическими больными. Остальные 90%- это люди, часто находящиеся в состоянии стресса, у которых личная жизнь часто запутана и беспорядочна.
Большинство родителей, проявляющих физическую жестокость по отношению к своим детям, считают, что быть родителем- это значит держать детей в строгости. Они откликаются на плохое поведение своего ребенка единственным известным им видом наказания- физическим насилием. Большинство людей, жестоко обращающихся со своими детьми, в детстве сами страдали от жестокого обращения. Жестокое обращение с детьми является одним из основных критериев выделения семьи в группу «социального риска».
Школа является вторым по значимости после семьи социальным институтом, участвующим в формировании личности ребенка. В школе приобретаются знания, формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе, кроме самого ребенка, участвуют сверстники, учителя и родители. Нередко именно школа провоцирует проявление родительского насилия по отношению к ребенку. Учителя сообщают родителям, что их ребенок прогуливает уроки и получает двойки. Цель такого сообщения: родители должны принять меры. Можно заранее прогнозировать характер этих мер: минимум моральное воздействие, максимум - физическое. В этом случае, наказание не может быть объективными справедливым, и нет оснований ожидать изменений к лучшему в поведении ребенка, в результате такого воспитания. При этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все, что мог.
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная работа информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предложить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие. |