ГКУ ОСРЦН «Добрый дом»

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [74]
Профориентация [1]
Семья [3]
Форма входа
Друзья сайта
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Статистика
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Дети с нарушением речи
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории детей с нарушениями в развитии – о детях с речевыми нарушениями.
Для обозначения нарушений речи используются также термины – расстройства речи, дефекты речи, речевая патология.
Речевое нарушение не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Изучением, предупреждением и коррекцией этих нарушений занимается отрасль дефектологии – логопедия.
Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, безграмотность).
Причины речевых нарушений.
Выделяют следующие причины речевой патологии:
1.Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору).
2.Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга, что приводит к нарушению речи.
3.Различные заболевания в первые годы жизни ребенка – вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.
4.Наследственные факторы, которые имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях.
5.Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка. Ряд специалистов считают, что одной из причин нарушения речевого развития является семья.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Некоторые советы:
1.Не ждать с надеждой, что, взрослея, ребенок разговорится до нормы без какой-либо помощи.
2.Помнить, что если период от года до трех лет для обучения овладеванию речи пропущен, то восполнить его будет очень трудно.
3.Каждый ребенок с нарушением речи к 2 – 3 годам должен иметь речевой диагноз и заключение с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
4.Возраст 2-3 года является наиболее оптимальным для начала речевых реабилитационных мероприятий в условиях специализированного детского учреждения.
5.Значительное место в общем объеме реабилитации должна занимать медицинская реабилитация. Многие дети с речевой патологией должны получать необходимое медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж. Эффективность ранней реабилитации способствует не только своевременной коррекции речевого дефекта, но и устранению намечающихся вторичных осложнений развития ребенка.
Опыт работы показывает, что центральное место в работе с родителями занимают такие направления деятельности, как:
1.Психологическая помощь и поддержка семьи (консультации, тренинги, родительский клуб).
2.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (консультации, лекторий, практические занятия).
3.Информационная поддержка и помощь в установлении и поддержании контактов с другими организациями и учреждениями, работающими в данном направлении (информационные стенды, консультации).
4.Родителям, чьи дети долго не могут заговорить, можно дать следующие рекомендации.
5.Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
6.Развивайте понимание речи, используя простые инструкции: «Дай ручку. Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
7.Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
8.Пойте ребенку перед сном. Желательно не менять часто репертуар.
9.Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.
10.Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
11.Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
12.Не говорите при ребенке о его отставании.
13.Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишней тревоги: у каждого свои сроки, свои проблемы. 
14.Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много).
15.Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

скачать статью - 96 Kb
Категория: Статьи | Добавил: Administrator (17.02.2011)
Просмотров: 1945 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright ГКУ ОСРЦН "Добрый дом" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz