Статья «Детская
жадность».
Педагог-психолог РЦ ГКУ
«ОСРЦН «Добрый дом» Федорина Е.Л.
«Жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется - никто его не ест. Муха
прилетела, понюхала и съела».
Пожалуй, никакой
другой изъян детского поведения не вызывает столь ранней озабоченности
родителей, как жадность.
"Другие
дети спокойно игрушками делятся, а мой, как коршун, налетает, если его машинку
тронут. Никакие уговоры не помогают. Прямо хоть во двор не ходи, а то стыда не
оберешься! И в кого он у нас такой собственник?!" - волнуется мать. А
стоящий рядом с ней двухлетка довольно сопит, не испытывая ни малейших
угрызений совести, чем повергает взрослых в еще большее недоумение и тревогу.
Не жадность, а
познание границ «Я»
К двум годам наступает
совершенно новый этап в психологическом развитии ребенка, когда он начинает произносить слова «я» и «мое». Помните,
как раньше малыш говорил? «Ваня кушает, Ваня играет», т.е. о себе в третьем
лице. Теперь же у него начинает формироваться целостная картина самого себя и
проявляется это в том числе и в появлении слова «я» в речи ребенка. Вместе со словом «я»
возникает и слово «мое»: «Это моя игрушка, моя мама, мой стул». Все, что ребенок обозначает словом «мое»
является продолжением его личности.
Все эти люди и предметы входят в его личное пространство. Именно поэтому ребенок так эмоционально относится к
тому, что кто-то сядет на его стул, поиграет с его игрушкой или
подойдет к его маме. В этом возрасте о жадности как черте
личности не может быть и речи. Ребенку важно знать, что он сам, а также
его вещи неприкосновенны без его согласия. Очень важно, что в это же время
наряду со словом «мое» ребенок
начинает понимать и что такое «чужое». Вы можете услышать, как ребенок говорит: «Это папины часы, это
мамина юбка, это бабушкины тапочки». Это подходящий период, чтобы начать учить ребенка, что всегда нужно спрашивать
перед тем, как взять чужое.
«Мой Кирилл, как правило, делится
игрушками. Но иногда и на него находит: может грубо вырвать свою вещь,
закричать. Конечно, в такие моменты мне немного стыдно. Но я понимаю, что это
ЕГО собственность и он имеет право ее не давать. Поэтому я говорю несколько
добрых слов другому малышу о том, что Кирюша, возможно, потом даст
поиграть. А дома мы вместе смотрим и обсуждаем мультик "Мы делили
апельсин"», - рассказывает Лариса.
Человек, родители
которого придерживались такой стратегии, сможет в будущем отстоять свои права,
интересы, честь, собственность. Воспитывать уважение к предметам, принадлежащим
тебе, – это тоже важно. Так уж заложено, что у ребенка сначала (в 1,5-3 года) формируется
стремление отстаивать себя, свои вещи и желания, и только потом (в период
с 3 до5 лет) уровень развития ребенка
позволяет воспитывать в нем умение делиться.