МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ КРЕПОСТЬ?
Макарова Галина Юрьевна психолог,
ОГКУ «Нерехтский комплексный центр
социального обслуживания населения»,
кандидат психологических наук
Кто не помнит народную мудрость «Моя семья – моя крепость»? Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение. В России, по данным статистики, ежегодно около 2 миллионов детей и подростков в возрасте до 14 лет избиваются родителями. 17 тысяч детей становятся жертвами насильственных преступлений, 7 тысяч – это жертвы сексуального насилия. Две тысячи детей оказываются убитыми (при этом от 30 до 50 процентов убийцами являются родителями или заменяющие их лица). Более 10 тысяч несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Более 50 тысяч детей в течение года убегают из дома, спасаясь от семейного насилия.
Институт семьи в России разрушается. И способствуют тому как социально-экономические факторы, так и кризис в духовной сфере. Специалисты, работающие с так называемыми «трудными» семьями нередко сталкиваются с фактами жестокого обращения с детьми. Но практика показывает, что и в тех семьях, которые считаются благополучными, дети не застрахованы от действий родителей, заставляющих испытывать чувства страха и унижения, побуждающих дерзить, конфликтовать, убегать из дома.
Порой родители «не ведают, что творят». Вот некоторые откровения детей, высказанные в анонимной анкете, предложенной нами:
· Мне хорошо дома, когда…
- «нет Андрея, моего неродного отца»;
- «когда я дома у папы. Мама, меня не любит, потому что всё ей не так. Она говорит, что я вся в папу»;
- «дома никого нет, можно отдохнуть. Приходят родители, только ругаются».
· Мне плохо дома, когда:
- «мама не обращает на меня внимания»;
- «родители смотрят мои вещи. Что они там ищут, я не знаю. Неприятно»;
- «родители меня ругают, а сами такие же»;
- «я прошу маму курить в коридоре или на балконе, а то у меня голова болит, а она мне говорит, что это мои проблемы, мне и выходить из комнаты»;
- «родители пьяные»;
- «к родителям приходят гости, они не умеют себя вести, напиваются, скандалят»;
- «мама скрывает важное от меня».
· Я попробовал(а)…
- «пиво в 6 или 7 лет. Сейчас мне 10 лет, пробую, когда мама покупает»;
- «пиво в 5 лет и чуть-чуть шампанского, когда дома был день рождения. Это было три года назад. Могу выпить»;
- «пиво в 7 лет, родители дали попробовать. Сейчас мне 9, пью немного»;
- «пиво с папой, когда мне было 8 лет, нормальное по вкусу. Мне сейчас 11 лет, пью»;
- «пиво в 3 или 4 года, отчим дал, нравится. Мне 10 лет. Пью иногда с родителями, а иногда с ребятами».
Во время проведения профилактической и просветительской работы бывают случаи, когда родители искренне недоумевают, что «воспитательная мера» с помощью ремня – это уголовно наказуемое деяние. Право ребенка защитить себя, обратившись в полицию, социозащитные учреждения, вызывает у некоторых возмущение: «Они нам на шею сядут».
Задача специалиста, занимающегося профилактикой жестокого обращения с ребенком в семье, – не только информирование родителей и заменяющих их лиц о видах насилия, формах их проявления, разнообразных последствиях, влияющих на дальнейшую жизнь детей. Важно приглашение взрослых к разговору, совместному анализу семейной ситуации, детско-родительских отношений, образа жизни, а также вооружение знаниями, помогающими раскрытию внутреннего потенциала семьи по предотвращению насилия и защите детей.
Моя статья – это обращение специалиста к родителям. Но, полагаю, информация будет полезна и всем тем взрослым, которым небезразлична судьба детей, вообще – судьба нашего с вами будущего.
Есть выражение: «Родители, не заставляйте плакать своих детей, иначе потом у них не хватит слез, чтобы оплакать вашу могилку». Давайте постараемся помочь себе и своим детям жить в обществе, где меньше насилия и больше любви.
Насилие над ребёнком (подростком) – это любое действие или бездействие взрослых или сверстников, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку. Знакомясь с видами насилия, подумайте, не совершаете ли вы того, на что не обращали внимания, над чем не задумывались и что впоследствии может отдалить от вас ваших детей
Физическое насилие – это любое преднамеренное нанесение физических повреждений, травм ребенку. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Формами проявления физического насилия являются: избиения, укусы, нанесение преднамеренных ожогов, переломов, вырывание волос, выставление на мороз или изоляция в холодном помещении без теплой одежды, лишение еды и питья и др.
Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию у него патологических черт характера.
Формами проявления психологического (эмоционального) насилия являются: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы, оскорбления, унижение его человеческого достоинства; обвинение его в том, в чем он не виноват; постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому); совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Пренебрежение основными нуждами ребенка — это неудовлетворение основных нужд и потребностей ребенка со стороны родителей или лиц их заменяющих.
К пренебрежению основными нуждами и потребностями детей относятся: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; недобросовестное выполнение родительских обязанностей по воспитанию ребенка; отсутствие должного обеспечения опекой и надзором; воздействие на ребенка нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление ими наркотиков и т.д.).
Вы, родитель, можете спросить: «Что же мне делать, если ребенок не слушается, а я испробовал и просьбы, и уговоры?» Может, уважаемый родитель, прежде, чем прибегать к мерам наказания ребенка, постараться понять его, увидеть те причины, которые заставляют его вести себя тем или иным образом.
Четыре причины плохого поведения ребенка:
1. Борьба за внимание.
Если ребенок не получает достаточного количества внимания, он находит свой способ его получить – это непослушание. Часто ли вы замечаете своего ребенка, если он не кричит, не скандалит и не дергает вас? Или вы замечаете только его промахи, недостатки?
· Учитесь разделять личность малыша и его поступки. Ребенок не может быть плохим, но он иногда способен совершать плохие поступки. Не говорите: «Ты плохой!». Скажите: «Я тебя люблю, но мне не нравится то, что ты делаешь».
2. Борьба за самостоятельность и протест против слишком большой родительской опеки.
Чрезмерное внимание, гиперопека со стороны родителей приводят к бунтарству и борьбе за самостоятельность. Часто родители теряются от заявлений малыша «Я сам», ведь гораздо проще указывать и делать замечания, чем научить действовать самостоятельно.
· Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Поддерживайте ребенка в его действиях, давая ему возможность иногда совершать ошибки и учиться на них. Если ваш ребенок достиг возраста трех лет, начинайте учить его самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия.
3. Месть, протест.
Причины детской мести могут быть разные – обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание или несправедливое наказание. Иногда критика взрослых, постоянные уколы и придирки приводит к тому, что ребенок намеренно начинает демонстрировать, какой он «плохой».
· Спросите себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?» Существует много причин для мести со стороны ребенка, но не все они оправдывают его поведение. Проанализируйте все спокойно и честно. Поняв причину, постарайтесь ее устранить, но не потакайте прихотям.
4. Ребенок потерял веру в себя.
Это самая тяжелая ситуация, исправление которой потребует ювелирной работы. Постоянная критика, унижение, принуждение и череда неудач могут сломить и взрослого человека, что уж говорить о ребенке. Только поняв причину плохого поведения ребенка, мы, взрослые, сможем действовать в нужном направлении.
· Перестаньте беспрекословно требовать от ребенка «хорошего» поведения (правильного, с вашей точки зрения, действия). Никогда не сравнивайте успехи или неудачи своего ребенка с действиями других детей. Только с его собственными действиями: «Завтра у тебя обязательно получится лучше», «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера». Отмечайте и поощряйте даже самый маленький успех.
А теперь особый разговор о сексуальном насилии.
Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Способы сексуального насилия в отношении детей:
А) контактный – половой акт с ребенком, любой телесный контакт с половыми органами ребенка, принуждение к проституции.
Б) неконтактный – демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку; совершение полового акта в присутствии ребенка; демонстрация обнаженного тела или отдельных интимных его частей ребенку; принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц; принуждение к порнографическому фото и видеосъемкам.
Какое отношение сексуальное насилие имеет к жестокому обращению с ребенком в семье? К сожалению, непосредственное. Факты говорят, что нередко взрослые насильники – это родственники, друзья родителей, старшие друзья детей. Помогите детям защититься, а для этого будьте вооружены сами.
ВАШИ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
знать
• Твоё тело – это твоё тело. Ты должен заботиться о нём и защищать.
• Твои чувства очень важны. Они делают тебя особенным человеком. Если у тебя появилось чувство, что тебе неприятно, неловко находиться с человеком, взрослым или ребенком, верь ему. Расскажи, кому ты доверяешь, об этих чувствах.
• Прикосновения бывают разными. От некоторых нам становится хорошо, например, от объятий. От других нам становится плохо – от удара, например, или от пинка. Иногда прикосновения сбивают с толку: от долгих и крепких объятий становится скорее плохо, чем хорошо. Такие прикосновения называются двусмысленными.
• Никто не имеет права класть руки на твои «сокровенные места», скрытые под купальником или одеждой. Никто, даже друг или родственник.
уметь сопротивляться
• Скажите детям, что они имеют право сказать «НЕТ!» людям, которые обращаются с ними плохо или двусмысленно.
• Научите ребенка говорить «НЕТ!» и быстро уходить, если кто-то прикасается так, как это ему не нравится, если кто-то пытается прикасаться к его «сокровенным местам».
• Научите ребенка громко говорить «НЕТ!» и быстро уходить и в том случае, если кто-то просит прикасаться к нему таким образом, что это ребенку не нравится.
рассказывать о случившемся
• Скажите ребенку, что иногда взрослые или старшие ребята просят детей хранить в тайне всё, что произошло.
• Научите ребенка, чтобы в подобных случаях он рассказывал вам о случившемся, даже если кто-то угрожает ему. Если ребенка заставляют: «Пообещай, что ничего не расскажешь», пусть отвечает: «У нас в семье секретов нет».
• Объясните ребенку, что если кто-то трогает его «сокровенные места», то он должен рассказать об этом вам и не бояться, потому что вы знаете, что в этом нет его вины, вы выслушаете его, поймёте и поможете решить эту проблему.
Часто дети могут не подвергаться насилию, но быть свидетелями насилия в отношении близких людей. Такие дети могут испытывать эмоциональный дискомфорт, вызываемый чувствами:
- вины и ответственности за то, что в семье происходит насилие;
- страха, от того, что они и их близкие могут пострадать физически от насилия;
- злости, отчаяния, страха развода родителей, неизвестности, которые невозможно выразить;
- стыда, что это происходит только в их семье;
- двойственности (раздвоенности), так как ребенок одновременно может испытывать и любовь, и ненависть в отношении родителя, осуществляющего насилие;
- подавленности и беспомощности, так как не может изменить положение в семье;
- обособленности и одиночества, так как не может доверить эту семейную тайну никому.
Дети, подвергающиеся насилию или являющиеся свидетелями домашнего насилия, могут вести себя следующим образом:
- могут быть чрезмерно агрессивными или наоборот слишком пассивными;
- на любые реплики в их адрес реагируют обзываниями, издевательскими фразами, стараются нападать;
- ведут себя так, чтобы привлечь к себе внимание;
- намеренно причиняют боль другим детям или животным,
- имеют проблемы с аппетитом;
- имеют не свойственные их возрасту или необычные сексуальные познания;
- отказываются ходить в школу, так как опасаются, что кто-нибудь может узнать о семейной ситуации насилия;
- употребляют алкоголь, наркотики или дурманящие вещества;
- говорят о самоубийстве.
Не обязательно, что подобное поведение ребенка является результатом насилия, но то, что у него есть проблемы, – это однозначно. Поговорите с ним, помогите ему.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Дети часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, обкусывание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь
Воспитание детей – дело не простое, забота о детях – прямая родительская обязанность. Безусловно, на этой стезе может встретиться много трудностей. Уважаемые родители, помните, что вы не одиноки. Вы можете попросить помощи у специалистов – воспитателей, учителей, психологов, вы можете взять необходимую литературу в библиотеке или купить в магазине, можете воспользоваться интернетом или бесплатным телефоном доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122.
В конце, в качестве доброго пожелания, хочу привести слова детского психиатра, психотерапевта и психолога Дороти Лоу: «Мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботиться о том, что их окружает. Мы можем создать свою, маленькую и очень добрую, вселенную в семье, в своем доме. Пусть хотя бы здесь их окружает любовь».
Источники:
1. Григович И.Н., Павлова Н.Г. Синдром жестокого обращения с детьми. – Петрозаводск, 1998 г.
2. Как защитить детей сегодня (психологическая помощь детям, подвергшихся сексуальному насилию). – Кострома, 1999 г.
3. Мэнделл Дж., Дамон П. и др. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими насилие. – М.: Генезис, 1998 г.
4. Сапоровская М.В. Актуальность проблемы домашнего насилия.// Предотвращение насилия в семье (опыт регионов). – М.: «Оргсервис-2000», 2005 г.
5. Социально-психологическая помощь детям – жертвам семейного насилия. // Сборник научно-методических материалов. – М.: Полиграф сервис, 2005 г.
6. http://www.mvd.ru/presscenter/interview/minister/show_83898/
|