ГКУ ОСРЦН «Добрый дом»

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [74]
Профориентация [1]
Семья [3]
Форма входа
Друзья сайта
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Статистика
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ КРЕПОСТЬ?

МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ КРЕПОСТЬ?

 

Макарова Галина Юрьевна психолог,

ОГКУ «Нерехтский комплексный центр

социального обслуживания населения»,

 кандидат психологических наук

 

 

 

     Кто не помнит народную мудрость «Моя семья – моя крепость»? Всегда считалось, что самое безопасное место для детей —  это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение. В России, по данным статистики, ежегодно около 2 миллионов детей и подростков в возрасте до 14 лет избиваются родителями. 17 тысяч детей становятся жертвами насильственных преступлений, 7 тысяч – это  жертвы сексуального насилия. Две тысячи детей оказываются убитыми (при этом от 30 до 50 процентов убийцами являются родителями или заменяющие их лица). Более 10 тысяч несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Более 50 тысяч детей в течение года убегают из дома, спасаясь от семейного насилия.

Институт семьи в России разрушается. И способствуют тому как социально-экономические факторы, так и кризис  в духовной сфере. Специалисты, работающие с так называемыми «трудными» семьями нередко сталкиваются с фактами жестокого обращения с детьми. Но практика показывает, что и в тех семьях, которые считаются благополучными, дети не застрахованы от действий родителей, заставляющих испытывать чувства страха и унижения, побуждающих дерзить, конфликтовать, убегать из дома.

Порой родители «не ведают, что творят». Вот некоторые откровения детей, высказанные в анонимной анкете, предложенной нами:

·        Мне хорошо дома, когда…

         - «нет Андрея, моего неродного отца»;

         - «когда я дома у папы. Мама, меня не любит, потому что всё ей не так. Она говорит, что я вся в папу»;

         - «дома никого нет, можно отдохнуть. Приходят родители, только ругаются».

·        Мне плохо дома, когда:

- «мама не обращает на меня внимания»;

- «родители смотрят мои вещи. Что они там ищут, я не знаю. Неприятно»;                 

- «родители меня ругают, а сами такие же»;

- «я прошу маму курить в коридоре или на балконе, а то у меня голова болит, а она мне говорит, что это мои проблемы, мне и выходить из комнаты»;

- «родители пьяные»;

- «к родителям приходят гости, они не умеют себя вести, напиваются, скандалят»;

- «мама скрывает важное от меня».

·        Я попробовал(а)…

- «пиво в 6 или 7 лет. Сейчас мне 10 лет, пробую, когда мама покупает»;

- «пиво в 5 лет и чуть-чуть шампанского, когда дома был день рождения. Это было три года назад. Могу выпить»;

- «пиво в 7 лет, родители дали попробовать. Сейчас мне 9, пью немного»;

- «пиво с папой, когда мне было 8 лет, нормальное по вкусу. Мне сейчас 11 лет, пью»;

- «пиво в 3 или 4 года, отчим дал, нравится. Мне 10 лет. Пью иногда с родителями, а иногда с ребятами».

Во время проведения профилактической и просветительской работы бывают случаи, когда родители искренне недоумевают, что «воспитательная мера» с помощью ремня – это уголовно наказуемое деяние.  Право ребенка защитить себя, обратившись в полицию, социозащитные учреждения, вызывает у некоторых возмущение: «Они нам на шею сядут».

Задача специалиста, занимающегося профилактикой жестокого обращения с ребенком в семье,  – не только информирование родителей и заменяющих их лиц о видах насилия, формах их проявления, разнообразных последствиях, влияющих на дальнейшую жизнь детей. Важно приглашение взрослых к разговору, совместному анализу семейной ситуации, детско-родительских отношений, образа жизни, а также вооружение знаниями, помогающими раскрытию внутреннего потенциала семьи по предотвращению насилия и защите детей.

Моя статья – это обращение специалиста к родителям. Но, полагаю, информация будет полезна и всем тем взрослым, которым небезразлична судьба детей, вообще – судьба нашего с вами будущего.

Есть выражение: «Родители, не заставляйте плакать своих детей, иначе  потом у них не хватит слез, чтобы оплакать вашу могилку». Давайте постараемся помочь себе и своим детям жить в обществе, где меньше насилия и больше любви.

Насилие над ребёнком (подростком) – это любое действие или бездействие взрослых или сверстников, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку. Знакомясь с видами насилия, подумайте, не совершаете ли вы того, на что не обращали внимания, над чем не задумывались и что впоследствии может отдалить от вас ваших детей

Физическое насилие – это любое преднамеренное нанесение физических повреждений, травм ребенку. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

       Формами  проявления физического насилия являются:  избиения,  укусы,  нанесение преднамеренных ожогов, переломов, вырывание волос, выставление на мороз или изоляция в холодном помещении без теплой  одежды, лишение еды и питья и др.

Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию у него патологических черт характера.

         Формами проявления психологического (эмоционального) насилия являются:  открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы, оскорбления, унижение его человеческого достоинства;  обвинение его в том, в чем он не виноват; постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому); совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

      Пренебрежение основными нуждами ребенка — это неудовлетворение основных нужд и потребностей ребенка со стороны родителей или лиц их заменяющих.

         К пренебрежению основными нуждами и потребностями детей относятся: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; недобросовестное выполнение родительских обязанностей по воспитанию ребенка; отсутствие должного обеспечения опекой и надзором; воздействие на ребенка нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление  ими наркотиков и т.д.).

         Вы, родитель, можете спросить: «Что же мне делать, если ребенок не слушается, а я испробовал и просьбы, и уговоры?» Может, уважаемый родитель, прежде, чем прибегать к мерам наказания ребенка, постараться понять его, увидеть те причины, которые заставляют его вести себя тем или иным образом.

Четыре причины плохого поведения ребенка:

1.     Борьба за внимание.

         Если ребенок не получает достаточного количества внимания, он находит свой способ его получить – это непослушание. Часто ли вы замечаете своего ребенка, если он не кричит, не скандалит и не дергает вас? Или вы замечаете только его промахи, недостатки?

·  Учитесь разделять личность малыша и его поступки. Ребенок не может быть плохим, но он иногда способен совершать плохие поступки. Не говорите: «Ты плохой!». Скажите: «Я тебя люблю, но мне не нравится то, что ты делаешь».         

2.     Борьба за самостоятельность и протест против слишком большой родительской опеки.

         Чрезмерное внимание, гиперопека со стороны родителей приводят к бунтарству и борьбе за самостоятельность. Часто родители теряются от заявлений малыша «Я сам», ведь гораздо проще указывать и делать замечания, чем научить действовать самостоятельно.

·       Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Поддерживайте ребенка в его действиях, давая ему возможность иногда совершать ошибки и учиться на них. Если ваш ребенок достиг возраста трех лет, начинайте учить его самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия.

3.     Месть, протест.

         Причины детской мести могут быть разные – обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание или несправедливое наказание. Иногда критика взрослых, постоянные уколы и придирки приводит к тому, что ребенок намеренно начинает демонстрировать, какой он «плохой».

·       Спросите себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?» Существует много причин для мести со стороны ребенка, но не все они оправдывают его поведение. Проанализируйте все спокойно и честно. Поняв причину, постарайтесь ее устранить, но не потакайте прихотям.

4.     Ребенок потерял веру в себя.

         Это самая тяжелая ситуация, исправление которой потребует ювелирной работы. Постоянная критика, унижение, принуждение и череда неудач могут сломить и взрослого человека, что уж говорить о ребенке. Только поняв причину плохого поведения ребенка, мы, взрослые, сможем действовать в нужном направлении.

·       Перестаньте беспрекословно требовать от ребенка «хорошего» поведения (правильного, с вашей точки зрения, действия). Никогда не сравнивайте успехи или неудачи своего ребенка с действиями других детей. Только с его собственными действиями: «Завтра у тебя обязательно получится лучше», «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера». Отмечайте и поощряйте даже самый маленький успех.

А теперь особый разговор о сексуальном насилии.

Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

         Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и  не может предвидеть все негативные для себя последствия.

                   Способы сексуального насилия в отношении детей:

     А) контактный – половой акт с ребенком, любой телесный контакт с половыми органами ребенка, принуждение к проституции.

     Б) неконтактный – демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку; совершение полового акта в присутствии ребенка; демонстрация обнаженного тела или отдельных интимных его частей ребенку; принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц; принуждение к порнографическому фото и видеосъемкам.

Какое отношение сексуальное насилие имеет к жестокому обращению с ребенком в семье? К сожалению, непосредственное. Факты говорят, что нередко взрослые насильники – это родственники, друзья родителей, старшие друзья детей. Помогите детям защититься, а для этого будьте вооружены сами.

ВАШИ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:

знать

         Твоё тело – это твоё тело. Ты должен заботиться о нём и защищать.

         Твои чувства очень важны. Они делают тебя особенным человеком. Если у тебя появилось чувство, что тебе неприятно, неловко находиться с человеком, взрослым или ребенком, верь ему. Расскажи, кому ты доверяешь, об этих чувствах.

         Прикосновения бывают разными. От некоторых нам становится хорошо, например, от объятий. От других нам становится плохо – от удара, например, или от пинка. Иногда прикосновения сбивают с толку: от долгих и крепких объятий становится скорее плохо, чем хорошо. Такие прикосновения называются двусмысленными.

         Никто не имеет права класть руки на твои «сокровенные места», скрытые под купальником или одеждой. Никто, даже друг или родственник.

уметь сопротивляться

         Скажите детям, что они имеют право сказать «НЕТ!» людям, которые обращаются с ними плохо или двусмысленно.

         Научите ребенка говорить «НЕТ!» и быстро уходить, если кто-то прикасается так, как это ему не нравится, если кто-то пытается прикасаться к его «сокровенным местам».

         Научите ребенка громко говорить «НЕТ!» и быстро уходить и в том случае, если кто-то просит прикасаться к нему таким образом, что это ребенку не нравится.

рассказывать о случившемся

         Скажите ребенку, что иногда взрослые или старшие ребята просят детей хранить в тайне всё, что произошло.

         Научите ребенка, чтобы в подобных случаях он рассказывал вам о случившемся, даже если кто-то угрожает ему. Если ребенка заставляют: «Пообещай, что ничего не расскажешь», пусть отвечает: «У нас в семье секретов нет».

         Объясните ребенку, что если кто-то трогает его «сокровенные места», то он должен рассказать об этом вам и не бояться, потому что вы знаете, что в этом нет его вины, вы выслушаете его, поймёте и поможете решить эту проблему.

Часто дети могут не подвергаться насилию, но быть свидетелями насилия в отношении близких людей. Такие дети могут испытывать эмоциональный дискомфорт,  вызываемый чувствами:

        -   вины и ответственности за то, что в семье происходит насилие;

        -   страха, от того, что они и их близкие могут пострадать физически от насилия;

        - злости, отчаяния, страха развода родителей, неизвестности, которые невозможно выразить;

        -   стыда, что это происходит только в их семье;

        - двойственности (раздвоенности), так как ребенок одновременно может испытывать и любовь, и ненависть в отношении родителя, осуществляющего насилие;

        - подавленности и беспомощности, так как не может изменить положение в семье;

        - обособленности и одиночества, так как не может доверить эту семейную тайну никому.

Дети, подвергающиеся насилию или являющиеся свидетелями домашнего насилия, могут вести себя следующим образом:

- могут быть чрезмерно агрессивными или наоборот слишком пассивными;

-   на любые реплики в их адрес реагируют обзываниями, издевательскими фразами, стараются нападать;

-    ведут себя так, чтобы привлечь к себе внимание;

-         намеренно причиняют боль другим детям или животным,

-         имеют проблемы с аппетитом;

-         имеют не свойственные их возрасту или необычные сексуальные познания;

-         отказываются ходить в школу, так как опасаются, что кто-нибудь может узнать о семейной ситуации насилия;

-         употребляют алкоголь, наркотики или дурманящие вещества;

-    говорят о самоубийстве.

Не обязательно, что подобное поведение ребенка является результатом насилия, но то, что у него есть проблемы, – это однозначно. Поговорите с ним, помогите ему.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Дети часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, обкусывание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

         Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь

Воспитание детей – дело не простое, забота о детях – прямая родительская обязанность. Безусловно, на этой стезе может встретиться много трудностей. Уважаемые родители, помните, что вы не одиноки. Вы можете попросить помощи у специалистов – воспитателей, учителей, психологов, вы можете взять необходимую литературу в библиотеке или купить в магазине, можете воспользоваться интернетом или бесплатным телефоном доверия для детей, подростков и их родителей  8-800-2000-122.

В конце, в качестве доброго пожелания, хочу привести слова детского психиатра, психотерапевта и психолога Дороти Лоу: «Мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботиться о том, что их окружает. Мы можем создать свою, маленькую и очень добрую, вселенную в семье, в своем доме. Пусть хотя бы здесь их окружает любовь».

 

Источники:

1.    Григович И.Н., Павлова Н.Г. Синдром жестокого обращения с детьми. – Петрозаводск, 1998 г.

2.    Как защитить детей сегодня (психологическая помощь детям, подвергшихся сексуальному насилию). – Кострома, 1999 г.

3.    Мэнделл Дж., Дамон П. и др. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими насилие. – М.: Генезис, 1998 г.

4.    Сапоровская М.В. Актуальность проблемы домашнего насилия.// Предотвращение насилия в семье (опыт регионов). – М.: «Оргсервис-2000», 2005 г.

5.    Социально-психологическая помощь детям – жертвам семейного насилия. // Сборник научно-методических материалов. – М.: Полиграф сервис, 2005 г.

6.    http://www.mvd.ru/presscenter/interview/minister/show_83898/

 

Категория: Статьи | Добавил: Dobriydom (31.08.2012)
Просмотров: 2288 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright ГКУ ОСРЦН "Добрый дом" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz