«Почему дети разные»
Методист ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации,
ГКУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Добрый дом»,
Светлосанова Светлана Сергеевна
Из покон веков у родителей возникает вопрос, почему их ребенок отличается от некоторых других его сверстников? Есть ребята послушные, спокойные, покладистые, а другие как ураган, вспыльчивые, необузданные. Иногда один ребенок может вовсе не обратить внимания на какую-либо ситуацию, на что в свою очередь другой бурно среагирует.
Каждый человек – отдельный мир. Но, тем не менее, общие черты можно выделить, ведь люди не только разные, они еще в чем то похожи. Еще в IV веке до н.э. Гиппократ определил 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Темперамент обусловлен реакцией нервной системы на происходящие вокруг процессы. Непосредственно темперамент проявляется в том, что одному человеку легче, чем другому, выработать необходимые реакции поведения на окружающие события.
Каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт.
Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы
Плюсы:
¾ Энергичность;
¾ Высокая активность;
¾ Решительность;
¾ Общительность;
¾ Возбужденная убедительная речь.
Минусы:
¾ Агрессивность;
¾ Вспыльчивость;
¾ Конфликтность;
¾ Неустойчивое поведение;
¾ Перемены в настроении.
Как воспитывать?
¾ Направить бьющую ключом энергию в полезную деятельность;
¾ Воспитывать настойчивость, сдержанность, усидчивость;
¾ Учить владеть собой, сглаживать агрессию;
¾ Учить обдумывать свои решения учитывая способности;
¾ Подбирать спокойные игры, укрепляющие процессы торможения, исключить из обстановки то, что слишком возбуждает нервную систему ребенка;
¾ Учить вежливости;
¾ Не уговаривать, а выражать просьбы в требованиях;
¾ Не использовать физическую силу при воздействии на ребенка, замечания делать строго, но спокойно;
¾ Приучать доводить начатое дело до конца;
¾ Общаться мягко, так как резкость может нарушить взаимоотношения с ребенком;
¾ Вашему малышу важно знать, что к его словам прислушиваются.
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы
Плюсы:
¾ Высокая подвижность;
¾ Общительность, увлеченность;
¾ Быстрая приспосабливаемость к новым условиям;
¾ Оптимизм, жизнерадостность, вдохновение;
¾ Выразительная мимика и пантомимика;
¾ Активный, если занятие вызывает интерес.
Минусы:
¾ Изменчивость, легкомыслие;
¾ Несобранность;
¾ Недостаточная ответственность, обещает, но не всегда выполняет;
¾ Недостаточная настойчивость;
¾ Однообразие его тяготит.
Как воспитывать?
¾ Основной принцип в воспитании «доверяй, но проверяй»;
¾ Стремиться вырабатывать у него устойчивые интересы;
¾ Контролировать поступки и действия;
¾ Искоренять поверхностность и небрежность в выполнении заданий, обращать внимание на качество его выполнения;
¾ Учить упорству, терпению, умению доводить начатое дело до конца;
¾ Хвалить только заслуженно, так как есть склонность к зазнайству;
¾ Поддерживать в общении позитивный, веселый настрой.
Меланхолик – слабый тип нервной системы
Плюсы:
¾ Сердечность, способность к состраданию;
¾ Повышенная чувствительность;
¾ Мягкость, доброжелательность;
¾ Восприимчивость;
¾ Исполнительный (в привычной обстановке)
Минусы:
¾ Часто задумывается;
¾ Застенчивый, впечатлительный;
¾ Пониженная активность;
¾ Замкнутый;
¾ В неблагоприятных условиях низкая работоспособность.
Как воспитывать?
¾ Поддерживать и одобрять;
¾ Не требовать, а просить;
¾ Нацеливать только на посильные задания, помогать их исполнить;
¾ Учить преодолевать застенчивость, поддерживать самостоятельность, искоренять неуверенность в себе;
¾ Ни в коем случае не запугивать детей, а наоборот помогать избавляться от страхов;
¾ Не требовать невыполнимого, учитывать уязвимость его психики, не повышать голос;
¾ Чаще поощрять, не делать замечания на людях;
¾ Проявлять терпение в развитии смелости, активности, стимулировать развитие инициативы, общительности.
Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы
Плюсы:
¾ Спокойствие, терпеливость;
¾ Не чувствителен;
¾ Обязательность;
¾ Высокая работоспособность, способность к большим нагрузкам;
¾ Не возможно вывести из себя;
¾ Уравновешенный.
Минусы:
¾ Медлительный, малоподвижный, долго принимает решение;
¾ Упрямство;
¾ Безынициативность;
¾ Требуется время для сосредоточения.
Как воспитывать?
¾ Побуждать сообразительность и воображение, поощрять инициативу, вырабатывать любознательность;
¾ Учить полнее выражать свои чувства;
¾ Учить правильно распределять внимание и время при выполнении задания;
¾ Прививать навыки общения, развивать коммуникабельность;
¾ Ускорять темп, применяя игровую деятельность, например, игры наперегонки;
¾ Вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой.
Важно отметить, что чистые типы темперамента встречаются очень редко. Однако какой-либо из них обязательно доминирует у ребенка. Нельзя считать тот или иной темперамент плохим или хорошим. В каждом есть положительные и отрицательные стороны. Главное, воспринимать ребенка таким, какой он есть, ведь большинство родителей забывают об индивидуальном подходе в воспитании. Для того чтобы воспитать полноценную личность необходимо не навязывать ребенку, не требовать от него того, что он не сможет выполнить в силу своих особенностей, а стимулировать развитие недостающих черт характера.
Желаем Вам удачи в нелегком труде – воспитании ребенка!
|