ГКУ ОСРЦН «Добрый дом»

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [74]
Профориентация [1]
Семья [3]
Форма входа
Друзья сайта
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Статистика
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Влияние нарушений развития ребенка на родителей
В семье родился малыш с нарушением зрения... Осознание этого факта - сильнейший стресс для его родителей. Подобные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на умственном и физическом здоровье? Сможет ли малыш нормально развиваться, учиться, общаться с другими людьми? Ответ на все эти вопросы во многом зависит от того, насколько сильными и терпеливыми окажутся родители, которым предстоит нелегкое испытание - адаптировать незрячего/слабовидящего ребенка к нормальной, полноценной жизни.
К сожалению, лишь некоторые заболевания органа зрения (например, дальнозоркость, близорукость) вполне успешно излечиваются. Что же касается врожденных заболеваний зрительного анализатора - например, частичной атрофии зрительного нерва (а), особенно у глубоконедоношенных детей, - то подобные патологии практически не поддаются лечению и резко ограничивают зрительные возможности ребенка.
Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что прежде всего ребенок нуждается в материнской любви, внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких. 
Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности пространственной ориентировки детей, вследствие чего транспортная проблема становится одной из наиважнейших. Они постоянно тревожатся о том, как их дети смогут преодолевать эту проблему самостоятельно.
С другой стороны, у детей с нарушениями зрения часто формируются инфантильные и эгоистические черты, личностная незрелость, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям близких. Именно поэтому родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения, также часто характеризуются как неадекватные.
Зачастую слепые и слабовидящие дети оказываются в неблагоприятных семейных условиях (неполная семья, неблагополучная семья). После постановки диагноза многие родители испытывают состояние шока, растерянности и беспомощности, поскольку не знают, как можно воспитывать такого ребенка. В этот момент важно поддержать родителей и предложить им квалифицированную педагогическую и психологическую помощь. Отсутствие такой своевременной помощи родителям может привести к аномальным формам воспитания: гиперопека, гипоопека или одностороннее развитие ребенка.
Гиперопека – это усиленная опека , когда родители все делают за ребенка и не дают ему свободы действий. Чаще это наблюдается в однодетных семьях или в семьях с поздним ребенком. Последствием гиперопеки является своего рода болезненное состояние, когда ребенок не владеет навыками коммуникации, не самостоятелен, ему трудно найти общий язык в коллективе и он слишком высокого мнения о себе.
Гипоопека – это недостаточное внимание к ребенку, предоставление ребенка самому себе, негативное отношение к ребенку, его игнорирование, изоляция ребенка от окружающего мира и т. п. Гипоопека часто приводит к навязчивым движениям у детей: ребенок качает головой или, стоя, раскачивается из стороны в сторону, кружится, подпрыгивает с ноги на ногу, машет руками, машет рукой перед глазами или надавливает на глаза. Навязчивые движения так укореняются в обычное поведение, что с ними становится трудно бороться.
Одностороннее развитие ребенка означает, что уделяется внимание только какой-либо одной его способности (хорошо поет, читает стихи), что может привести к задержке психического развития ребенка и, в дальнейшем, к отставанию ребенка в освоении школьной программы.
Чтобы избежать этих перекосов в воспитании слепого и слабовидящего ребенка, необходимо активное сотрудничество родителей с коррекционно-образовательными учреждениями, а между родителями и ребенком должна существовать духовная близость. Следует помнить, что ребенок со зрительными нарушениями должен делить с другими членами семьи семейные обязанности. Не следует ограничивать такого ребенка и в общении с нормально видящими сверстниками, близкими и соседями.

Памятка подготовлена 
педагогом-дефектологом ресурсного центра 
ГУ социально-реабилитационного центра 
для несовершеннолетних «Добрый дом» 
Категория: Статьи | Добавил: Administrator (18.02.2011)
Просмотров: 1472 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright ГКУ ОСРЦН "Добрый дом" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz